Для банков разговор с позиции силы оказался неконструктивным в кризисной ситуации - такую точку зрения на недавние события в интервью представил Александр Раппопорт, управляющий партнер адвокатской конторы «Раппопорт и партнеры». Согласно экспертной оценке, благодаря тому, что банки и корпоративные заемщики были напуганы грозящей лавиной разорений, 80-90% проблемных случаев заканчивались реструктуризацией, либо сменой формы собственности. «До кризиса как таковой практики реструктуризации не было потому, что до 2008 года любой невозврат кредита считался чрезвычайным происшествием. Оно рассматривалось как на уровне банковских служб безопасности, так и на уровне общества как нечто из ряда вон выходящее, как умышленное действие, направленное на хищение денег из банка. В августе 2008 года такое восприятие полностью сошло на нет, так как почти все должники столкнулись с проблемами в отношениях со своими кредиторами, и банки стали воспринимать все по-другому. Начиная с осени 2008 года, невозврат кредита стал восприниматься как обычная практика и едва ли не стал нормальным явлением».
Поворотным моментом в изменении отношений между банками и корпоративными клиентами стало падение стоимости залогов, отмечает эксперт. «Как мне кажется, с банками было сложно вести переговоры только на начальном этапе, когда они еще не отошли от своей консервативной позиции, при которой невозвраты рассматривались как преступление. Еще летом 2008 года договориться с банками было безумно сложно. Но ближе к зиме 2008-2009 годов кредитные организаторы поняли, что без контакта с должниками они сами не выживут. В принципе, до кризиса у банка всегда была серьезная позиция, потому что, как правило, кредиты были обеспечены, а стоимость имущества - оценена. Но когда началось обвальное падение стоимости залогов, стало понятно, что без реструктуризации договориться с должником невозможно. Просто банки действовали, в основном, с позиции силы, а она измерялась в стоимости залога. Конечно, имущество, которое находилось в залоге, они могли забрать себе, но эта мера была достаточно трудоемкой и затратной».
Сегодня в нашей стране закон в первую очередь защищает интересы банка, считает Раппопорт. «Во время кризиса было серьезно изменено законодательство о залоге, в результате чего банкам стало проще взыскивать имущество у должников. Тем не менее, есть много ситуаций, в которых должник ведет себя добросовестно и действительно не может исполнить свои долговые обязательства из-за общей конъюнктуры рынка. Мне кажется, что законодательство о банкротстве на 90% защищает интересы кредитора».
Читать полностью