Москву по приглашению президента РФ Дмитрия Медведева с кратким рабочим визитом посетил президент Армении Серж Саргсян. Как сообщалось в пресс-релизе, стороны, помимо развития двусторонних отношений, обсуждали и пути урегулирования карабахского конфликта. Причем главам двух государств было о чем говорить, ведь накануне в России побывал турецкий премьер- министр Реджеп Тайип Эрдоган, который призвал Москву активизировать усилия на карабахском направлении, а вслед за этим Ереван посетил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.
Первоначально подобная интенсивность контактов между Москвой и Ереваном наводила на размышления о готовящемся прорыве на карабахском направлении. Тем более, что одновременно активизировалась и работа Минской группы ОБСЕ, которая готовит новую редакцию Мадридских принципов.
Однако пелена иллюзий спала после определенных событий. Полагаем, что не случайно именно в день прибытия в Москву Сержа Саргсяна президент Азербайджана Ильхам Алиев провел в Баку расширенное заседание Кабинета министров, на котором изложил свое видение возможностей карабахского урегулирования. Оно сводится к тому, что Азербайджан, признавая определенные подвижки в карабахском урегулировании - уточнилось, какими путями должна решаться проблема - основополагающим считает документ, принятый в конце прошлого года в Афинах на заседании ОБСЕ на уровне министров иностранных дел. По словам Ильхама Алиева, именно в нем указывается, что "эта проблема должна быть решена в рамках территориальной целостности стран". Так Баку послал с дипломатический сигнал одновременно и Минской группе ОБСЕ и Москве с Ереваном. Он признал успехи усилий международной дипломатии в урегулировании карабахской проблемы только в части наработки технологий и практических действий по "разводу" конфликтующих сторон: порядок освобождения районов, создание коридора безопасности, возможное введение миротворческих сил и т.д. Но при этом Ильхам Алиев особое ударение сделал на фактор "усиления военного и армейского потенциала Азербайджана", который, по его мнению, "играет одну из важнейших ролей в переговорном процессе". В остальном позиция Азербайджана не претерпела изменений: Армения должна освободить азербайджанские районы, а решение проблемы статуса Карабаха возможно только в формате сохранения территориальной целостности Азербайджана.
Но проблема сейчас не в нюансах толкований норм международного права, а в реальном представлении о возможном ходе событий. Например, верят ли искренно азербайджанские политики в то, что армяне Карабаха после приобретения солидного опыта в самостоятельном государственном строительстве пожелают вновь оказаться под юрисдикцией Азербайджана? Это - во-первых. Во-вторых, если все же Баку считает армян Карабаха своими гражданами, то почему за все время существования карабахского конфликта он не сделал ни одного шага в сторону разрядки напряженности, налаживанию сотрудничества с Арменией и Карабахом, создания самого главного - политического и человеческого доверия друг к другу. Наоборот, Азербайджан способствовал развалу процесса армяно-турецкого примирения, что могло бы во многом снизить накал существующей межнациональной напряженности. Почему?