31 августа Ереван и Анкара договорились начать внутренние политические консультации вокруг двух Протоколов, достигнутых в рамках швейцарского посредничества - "О развитии двусторонних отношений" и "Об установлении дипломатических отношений". Ситуацию прокомментировал 2 сентября для заместитель директора Фонда стратегической культуры Андрей Арешев.
"Известие о выработке двух документов - Протокола о развитии двусторонних отношений между Республикой Армения и Турецкой республикой и Протокола об установлении дипломатических отношений между Республикой Армения и Турецкой республикой было достаточно неожиданным. После предыдущего прорыва на этом направлении в апреле 2009 года многие эксперты говорили о том, что процесс будет заморожен. Казалось бы, к этому всё и шло: и жёсткие высказывания официального Баку, и заявления турецкой дипломатии свидетельствовали о том, что данный процесс будет если не торпедирован, то очень надолго отложен. Тем не менее, случилось что-то, что привело к достаточно ощутимому прорыву.
Можно предположить, что таким фактором явилась консолидированная позиция России, США и Европейского Союза, к которой внимательно прислушивались и в Анкаре, и в Ереване. И российская, и американская, и европейская дипломатия неоднократно говорили о важности нормализации армяно-турецких отношений, причём это не увязывалось с урегулированием Карабахского конфликта на условиях официального Баку, что до последнего времени соответствовало одному из ключевых подходов Анкары.
По всей видимости, определённое давление было оказано и на Армению, и, главным образом, на Турцию. Что же касается армянской политики, то она была достаточно последовательной. Я напомню, что в июле Серж Саргсян заявил, что он не поедет на футбольный матч в Турцию, если не будет ощутимых подвижек в деле деблокады Армении и нормализации отношений. Как мы видим, это сработало: турецкая дипломатия была вынуждена доказывать свой конструктивизм. Действительно, при анализе текстов этих соглашений бросается в глаза отсутствие всякого упоминания о карабахской проблеме, ссылки же на принцип территориальной целостности и нерушимости границ, на заключительный Хельсинский акт, в таких случаях носят обязательный характер. Они важны для Армении и для Турции. Вряд ли кто-то с армянской стороны на официальном уровне рискнёт высказывать территориальные претензии в адрес Турции; но, в то же время, в Турции есть достаточно агрессивные силы, которые крайне нетерпимо относятся к самому существованию армянского государства на Кавказе. Поэтому очень важно то, что отсутствие территориальных споров было официально зафиксировано.