МУЗЕЙ мал - всего два небольших зала. Это и неудивительно, ведь характерный симптом отношения к страхованию в России - недооценка. А жаль, используй мы это изобретение подобно западным странам, и жили бы получше. Как материально, так и духовно. Однако...
Поэтому радует даже такая скромная экспозиция. Хоть какой-то вклад в наше страховое просвещение. Собрана коллекция группой энтузиастов. Один из них - историк и профессиональный музейщик Владимир Борзых - ныне возглавил свое детище. В этом единственном в нашей стране музее есть на что посмотреть. Имеются настоящие раритеты: сотни подлинных документов и предметов ХIХ-ХХ вв., связанных с историей страхования в России. Есть и о чем подумать.
Первый зал реконструирует интерьер кабинета руководителя дореволюционного страхового общества "Россия". В правом углу комнаты помещена икона Богоматери "Неопалимая купина". Почему именно она? Случайно ли совпадение: восьмиконечная звезда на композиции упомянутой иконы и на фирменном знаке упомянутого общества? Как выяснилось, не случайно. Таким образом использовалась знакомая для большинства россиян православная символика. Для чего? Чтобы образ иконы защитницы от огня ассоциировался с восприятием страховой компании, которая также защищает. И не только от пожара. Вообще исторически страховщикам в России пришлось столкнуться прежде всего с основной трудностью, которая, впрочем, не исчезла и до настоящего времени, - с нашим пресловутым российским менталитетом! С его надеждой на внешнюю помощь, будь то Бог, государство, община, родственники, иностранцы и проч., и проч. И что, следовательно, дескать, и страховаться незачем.
Страховщики, собственно, напомнили, что "на Бога надейся" (или на поддержку со стороны), но и сам не плошай. Живи не "на авось", а предусмотрительно и с ответственностью за то, чем обладаешь. Кстати, в этом отношении наибольшую разумность проявляли жившие в России немцы и евреи.
Чтобы повлиять на отмеченную особенность российского сознания, руководителям страховых компаний пришлось потрудиться. Сами названия компаний, оформление фирменных знаков, полисов, акций, реклама (примеры можно увидеть на стендах), литература внедряли в общественное сознание понимание всей значимости страхования его экономический и моральный смысл.
Не забывали и об эстетическом моменте. Нередко страховые полисы представляли собой предметы графического искусства. И не случайно - ведь оформлялись они прекрасными художниками. К тому же в отличие от современных полисов дореволюционные изготовлялись из высококачественной плотной бумаги. И были гораздо больших размеров - до 60 см высотой. Выглядели достаточно солидно. С 1870 года применялась техника многоцветной печати, что, естественно, делало полисы более привлекательными.
Заботились и об удобстве клиента. В частности, о хранении полисов. С этой целью дарили искусно сделанные картонные папки или даже кожаные футляры. Их коллекцию экскурсовод также обязательно покажет.
В фондах музея находится одно из лучших в России собраний страховых досок. Владельцы застрахованных домов и квартир закрепляли их на фасадах зданий или у входа в квартиру. Дома с такими страховыми досками можно встретить в провинции до сих пор. Причем хозяева не продают их ни за какие деньги. А излишне назойливому коллекционеру могут, выставляя со двора, пригрозить и оглоблей.
Под стеклом витража представлены золотые и серебряные жетоны, на обороте которых выгравированы инициалы владельца и номер его полиса. Выдавались эти жетоны в знак уважения почетным страхователям. Носились на цепочке рядом с к
АРМАнными часами.
Внимание могут привлечь и другие предметы. Так и хочется взять в руки одну занятную вещицу. На ней еще и нравоучительная - в хорошем смысле этого слова - надпись: "Долг человека - обеспечить себя". Это маленький сейф-копилка с удивительным механизмом. Изъять "денежки" можно было лишь после накопления определенной суммы, нужной для оплаты страхового взноса. Чем не воспитание разумной предусмотрительности и бережливости, столь не свойственных для многих россиян?
Дотошному посетителю могут показать книги по страхованию. Жаль, что из-за недостатка места они хранятся в шкафах и не представлены на стендах.
И в заключение. Музей был открыт в 1998 году благодаря личной увлеченности коллекционированием президента страховой компании "Россия" Алексея Разуваева. И, естественно, благодаря его финансовой поддержке. Хочется верить, что это действительно благое начинание поддержат и другие. И что со временем нынешний небольшой музей, заняв достойное место в отечественной культуре, превратится в музей национальный.