Кризис и повышенные убытки нанесли урон страховому благосостоянию. Поддержку отрасли оказывают государственные инициативы и посткризисное восстановление рынка.
Прошлый год несколько оживил ситуацию в страховой отрасли после кризиса: стали расти сборы, проявило интерес к страховым продуктам государство. Внимание последнего к страхованию вынужденное: аномально жаркое лето 2010 года, как следствие, лесные пожары, гибель людей и недвижимости, резонанс после пожара в пермском клубе «Хромая лошадь» и крушение поезда «Невский экспресс» в ноябре 2009 года. Все это, по мнению экспертов, заставило президента РФ Дмитрия Медведева рассмотреть страхование как один из способов системного решения проблемы финансовой ответственности в подобных случаях.
«Однако до конкретики дело пока не дошло, – говорит Татьяна Долинина, начальник отдела PR компании «АСК-Петербург». – Например, страхование ответственности пассажирских перевозчиков отложено на несколько лет».
Со страхованием ответственности строителей в рамках СРО, по словам Татьяны Гитиной, заместителя директора филиала СК «Спасские ворота», ситуация несколько иная. «Страховщики ждут введения закона обязательного страхования особо опасных объектов, который начнет действовать с начала 2012 года, – говорит она. – Объем рынка большой, и ответственность большая». Татьяна Гитина полагает, что раз часть строителей подпадают под действие нового закона, то страховщики, работающие с СРО, окажутся в выигрыше.
Надежды и напасти
В первом полугодии 2010 года страховщики еще ощущали кризис: сборы не росли. «Во втором – начался рост сборов по ДМС, каско, страхованию имущества. Последние два связаны с ростом объемов кредитования, – говорит Татьяна Долинина. – Подъем рынка ДМС связан с возвращением к страховщикам прежних клиентов, которые отказались от страховок из-за кризиса. А также с покупкой ими полноценных, а не урезанных программ». Эксперт добавляет также, что ряды новых клиентов растут в основном из-за деградации государственного здравоохранения.
В противовес росту зима 2010 года, как, впрочем, и 2011-го, принесла страховщикам убытки по каско – в основном из-за «гололедных» ДТП, а также вылетов машин в кювет. «Снежные зимы увеличивают наши убытки, так как любой снегопад означает «день жестянщика», – отмечает Михаил Меженик, заместитель директора центра корпоративного страхования СГ МСК в Петербурге. Правда, при этом за 2 последних года тарифы по каско увеличились в среднем на 15%.
Под тяжестью снега ломались крыши, выходили из строя системы отопления, росло число пожаров в загородных домах из-за коротких замыканий, падали сосульки – все это увеличило размер убытков примерно вдвое по сравнению с малоснежными зимами 3-летней давности.
Местные особенности
Еще один итог 2010 года – сдача позиций петербургских страховщиков. Так, летом компания «Регион» закрыла 14 из 16 филиалов. В конце года состоялся уход с рынка крупного игрока по «Зеленой карте» и ОСАГО – компании «Айни». Лишился лицензии другой страховщик по ОСАГО – «Асоль» (компания зарегистрирована в Поволжье, но основной бизнес велся в Петербурге). «ЭРГО Русь» в начале 2010 года отказалась от ДМС, мотивируя это высокой убыточностью. В апреле директор по Северо-Западу СК «ЭРГО-Русь» Евгений Дубенский покинул свой пост и возглавил Северо-Западную дирекцию РОСНО. В число его задач, вероятно, входит усиление позиций по «Зеленой карте». Уходы страховщиков могут продолжиться: в 2010 году Госдумой принят закон, увеличивающий минимальный размер уставного
Капитала с 30 млн до 120 млн рублей. В Петербурге этому критерию сегодня не соответствуют две компании, занимающиеся ОСАГО, – «АСК-Петербург» и «Гайде». >Деловой Петербург Карчик Г.
www.kredit-msk.ru