Прежде чем попасть к конечному потребителю, договор каско или ОСАГО обычно проходит нескольких посредников (иногда четыре-пять юрлиц). Данная схема выгодна всем, кроме конечных потребителей: в цене полиса каско на посредников закладывается до 35%, ОСАГО – до 45%. В результате полисы каско в Петербурге зачастую самые дорогие в России. Например, на машину Toyota Land Cruiser Prado стоимостью 2,5 млн рублей каско в Москве будет стоить 217 тыс. рублей, в Краснодаре – 139 тыс. рублей, а в Петербурге – 260 тыс. рублей.
В этой финансовой сфере сложился абсолютно легальный оборот наличных платежей. В год страховщики прокручивают через посредников более 10 млрд рублей (если предположить, что более 50% полисов проходит через посредников, а сборы по каско и ОСАГО в Петербурге превышают 23 млрд рублей в год).
Эксперты говорят, что невозможность контроля за оборотом со стороны собственников компаний приводит к приватным договоренностям наемных руководителей страховщиков с посредниками.
Ненадежные партнеры
Канал продаж через посредников зачастую опасен. Так, посредники не отчитываются перед Страхнадзором и не всегда правильно планируют работу. В середине марта, судя по всему, с рынка ушел посредник «Агентство «Страховые решения»: сайт не работает, офисные телефоны не отвечают. Евгений Дубенский, директор Северо-Западной дирекции РОСНО, говорит, что с агентством компания расторгла договор в июне из-за просроченной задолженности. РОСНО подало на посредника иск в Арбитражный суд Петербурга на 10 млн рублей.
На страхового посредника «Бриг» (оборот 500 млн рублей в год) четыре страховщика подали иски в Арбитражный суд на сумму почти 10 млн рублей. Инна Чехович, генеральный директор «Брига», говорит, что задолженность связана с субагентами, которые сами задолжали «Бригу» за проданные страховки. По ее мнению, часто посредники вкладывают деньги в свой бизнес вместо того, чтобы своевременно отдавать их страховщикам.
Сами все и
спортили
Эксперты говорят, что страховщики сами и
спортили рынок автострахования, давая завышенные комиссионные. Альтернативный способ продаж (прямое страхование) не слишком популярен, в том числе и потому, что компания не может держать низкие цены, чтобы не подставлять другие каналы продаж. Создание агентской сети – это кропотливая работа. По расчетам специалистов «РЕСО-Гарантии», чтобы пустить через своих агентов 500 млн рублей сборов, надо 3 года.
«Все страховщики устали от этой гонки. Но их сговор между собой маловероятен, – считает Алексей Кузнецов, генеральный директор юридической компании «Правила страхования». – Единый
Стандарт каско, который предлагает ФАС, также не решит проблему, так как страховщики потеряют один из инструментов конкуренции». В начале года ФАС выступила с инициативой создать минимальные требования к услуге автокаско, которые должны быть закреплены законодательно. Алексей Кузнецов считает, что только лидеры рынка ОСАГО и каско не поддаются давлению посредников. Более того, «Росгосстрах» начал (частично) выдачу бланков полисов по предоплате.
Директор автоклуба «А-24» (предоставляет посреднические услуги) Денис Шубин считает, что посредники живут за счет оборота и не всегда просчитывают, что деньги не их, а страховщиков. «Они расширяются и не справляются с увеличенной нагрузкой», – заключает он.
«Проблемы с посредниками можно свести к приемлемому уровню, если не зависеть от нескольких крупных брокеров, проверять состав субагентов новых посредников, контролировать оборачиваемость бланков и предотвращать страхование задним числом, – считает директор управления розничных продаж Северо-Западного дивизиона СК «Ренессанс Страхование» Алексей Алексеев. – Заключают договоры со всеми посредниками без разбора только полубанкроты, стремящиеся любой ценой закрыть дыру в бюджете, или новички, пытающиеся агрессивно захватить рынок».
Крупные посредники
Рынок посредников не столь публичен, как страховой. Крупные игроки: «АЙ Брокер», «Бриг», «А-24», «Барс», «Автополис партнер», «Союз профессиональных брокеров» и др. >Деловой Петербург Карчик Г.
www.kredit-msk.ru